Начало выступления

Когда человек готовится к публичному выступлению, важно продумать и учесть каждую мелочь, каждый нюанс. И первый вопрос, который возникает в голове: «А с чего начать публичное выступление, что сказать?». Хочется завладеть вниманием аудитории с первых минут, чтобы каждый слушал и воспринимал информацию. В этом материале мы расскажем о том, как эффектно начать выступление и сделать его запоминающимся.

Базовые советы

От любой речи в памяти у аудитории остается лишь два основных момента – это начало выступления и его конец. И от того, как составлено вступление, зависит общее впечатление публики.

Советы, что необходимо сделать сначала:

  • Улыбнитесь. Это покажет аудитории, что вы готовы и уверены в себе, что несете положительные эмоции.

  • Обратитесь к залу. Универсальные слова: «дамы и господа», «уважаемые слушатели».

  • Не забудьте поздороваться и представиться.

  • Если вы выступаете не первым, то отметьте выступление перед вами и расскажите, чем ваш доклад будет отличаться от других.

  • Начните произносить вашу речь, зачитывая с листа или рассказывая (предпочтительно). Будьте спокойны, уверены, говорите четко, без запинок. Старайтесь установить зрительный контакт с аудиторией. Добавьте жесты, но не перестарайтесь.

  • Старайтесь следить за положением тела: занимайте открытые позы по отношению к аудитории.

  • Учитывайте особенности и культурные ценности слушателей.

  • Не задирайте нос, вы докладчик и находитесь на одной уровне с залом. Излишнее высокомерие оттолкнет аудиторию.

  • Если случаются казусы или оплошности, постарайтесь улыбнуться и с юмором и позитивом подойти к этим моментам.

  • Не выдавайте свою нервозность и тревожность.

Также перед началом доклада важно изучить аудиторию, место проведения. К выступлению оратор должен подходить максимально внимательно, особенно в выборе одежды. Ведь в первые минуты все взгляды будут устремлены на него, визуальное восприятие очень важно. Одежда должна быть не слишком яркой и уместной для заведения, где выступает докладчик.

Эффектное начало выступления даст возможность заинтересовать аудиторию. Попробуйте не потерять эту нить в дальнейшем.

Эффектные способы начать выступление

Итак, первый контакт с вашей аудиторией установлен посредством улыбки, открытой позы и приветствия. Но сейчас предстоит самая ответственная часть – зачин. Слушатели могут потерять к вам интерес уже через минуту, если после приветствия вы начнете заурядное чтение с листа. Даже если ваш текст интересен, грамотен и отшлифован до безупречности, этого недостаточно, чтобы удержать интерес публики. Поэтому предлагаем вам познакомиться с примерами того, как эффектно начать выступление и сразу завладеть вниманием.

Расскажите захватывающую историю

Этот прием общения с аудиторией называют «сторителлинг». Его используют не только во время публичных выступлений, но и в видеоблогах и текстах для сайтов. Он имеет сразу несколько преимуществ:

  • помогает быстро заинтересовать публику;

  • позволяет аудитории почувствовать себя ближе к рассказчику;

  • снимает напряжение и разряжает обстановку;

  • успешно подводит к основной теме высказывания.

Как правильно подобрать историю для озвучивания в начале выступления? Желательно выбрать реальный случай, который произошел с вами или вашим знакомым. Он должен иметь прямое отношение к теме высказывания. Однако если подходящий случай на ум не приходит, а очень хочется начать речь именно со сторителлинга, можно и немного пофантазировать.

Разберем пример использования этого приема. Скажем, вы тренер по мотивации и ваше выступление посвящено тому, как сделать людей более энергичными, мотивированными и целеустремленными. Поделитесь тем, как вы сами сумели прийти к высоким результатам. После приветствия начните так: «Прежде чем мы перейдем к основной теме выступления, я хочу рассказать вам короткую историю. Несколько лет назад в моей жизни произошел перелом. Я потерял работу, от меня ушла девушка и я оказался совсем один». А далее поделитесь опытом преодоления, тем, что помогло вам пережить кризис и стать успешным.

Другой пример. Вы проводите презентацию какого-то товара. Начните так: «В прошлом месяце со мной произошел вот какой случай. Мне нужно было…». Расскажите историю, которая плавно подведет к тому, как презентуемый товар помог вам в решении вашей проблемы.

Начать выступление можно не только личной историей, но также притчей, байкой, басней. Интересный прием – осветить какое-то историческое событие, соединив его с темой высказывания. Например: «В этом году исполняется 170 лет с момента события, которое кардинально изменило наш мир. Я говорю о…».

Помните, что история не должна быть слишком затянутой. Она служит как бы подводкой к основной части. И постарайтесь не зачитывать ее с листа, а именно рассказывать, поддерживая зрительный контакт с аудиторией.

Задайте риторический вопрос

Риторический вопрос – следующий простой и эффективный прием начать ваше выступление. Он не требует ответа, но быстро включает интерес публики, заставляет присутствующих внимательно вас слушать. Также умело составленный и грамотно поданный вопрос поможет склонить слушателей на вашу сторону. Не зря само слово «риторический» образовано от слова «риторика», означающего науку и искусство красноречия. Разумеется, как и в случае со сторителлингом, необходимо связать вопрос с тематикой вашей речи.

Рассмотрим примеры риторических вопросов. Допустим, тема вашего доклада – экология и глобальное потепление. Задайте публике вопрос: «Задумывались ли вы, как скоро разрушение озонового слоя нашей планеты достигнет критических отметок?». Затем дайте публике несколько секунд подумать и сообщите: «По прогнозам ученых, уже до конца этого столетия мы начнем ощущать негативные последствия озоновых дыр». Чтобы еще больше подчеркнуть серьезность положения, добавьте: «Среди этих последствий – увеличение числа заболеваний раком кожи примерно на 7 тысяч случаев ежегодно». И теперь плавный переход: «Понимая серьезность положения, я подготовил для вас доклад на эту тему и призываю вас внимательно выслушать меня».

Другие варианты зачинов с риторическим вопросом:

  • «Спросите себя: как часто вы без повода радуете своих близких?».

  • «Приходило ли вам в голову, сколько животных было уничтожено человеком? Ответ может вас шокировать: только за последние 50 лет, по данным Всемирного фонда дикой природы, было истреблено 60 % животных».

  • «Вы когда-нибудь слышали про такую научную дисциплину, как ноэтика? Могу вас заверить, что в ближайшие десятилетия вам еще не раз придется услышать это слово».

Озвучьте статистику

Людям нравятся факты: точные цифры, названия, конкретные статистические данные. Использование статистики в зачине выступления покажет, что вы серьезно подготовлены и отлично разбираетесь в тематике вашей речи. К тому же это повысит интерес и доверие публики.

Из примеров в предыдущем пункте вы могли заметить, что статистические данные удобно совмещать с риторическим вопросом. Спросите о чем-нибудь публику, а потом озвучьте точные цифры, данные исследований, опросов. Можно использовать статистику и без связки с вопросом. Например: «По данным Всемирной организации здравоохранения, самой частой причиной смерти в этом столетии станет…» и далее цифры: «За последнее десятилетие число случаев ежегодно возросло с … до …».

Интересный факт

Этот прием тоже прекрасно совмещается с риторическим вопросом и озвучиванием статистики. Скажем, вы готовите доклад про натуральные средства по уходу за лицом и телом, а конкретно – про линейку продуктов с эфирными маслами цитрусовых. Начните так: «Вы наверняка знаете, что цитрусовые уничтожают бактерии и вирусы. Но известно ли вам, что они также предотвращают депрессию и способствуют регенерации кожи при наружном использовании их эфирных масел?»

Используйте мощную цитату

Цитирование – использование в своей речи высказываний чужого авторства. Обычно для цитаты выбирают меткие фразы известных людей: писателей, политиков, деятелей искусства и культуры. Использование цитат повышает доверие к выступающему, ведь это ссылка на некий авторитет, который придерживается той же позиции, что и спикер. Также уместно подобранная цитата покажет вашу подготовленность и осведомленность.

Чтобы этот прием начала выступления был действительно эффектным, придерживайтесь нескольких правил:

  1. Определите основную идею вашей речи, и уже потом подыскивайте подходящее высказывание.

  2. Не берите длинную цитату, иначе к ее концу зрители уже забудут, с чего вы начали. Достаточно одного предложения, но емкого и доступного.

  3. Произнесите цитату максимально выразительно, иначе она просто потеряется и не достигнет цели.

Например: «Известный писатель Марк Твен однажды сказал…» – и здесь краткая пауза, чтобы все зрители заинтересованно начали ждать ваших слов. Теперь произнесите саму цитату. И снова сделайте короткую паузу, чтобы публика успела осмыслить сказанное.

Добавьте наглядности

Человек получает информацию через разные каналы восприятия. В публичном выступлении наиболее важны зрительный и аудиальный каналы. Со вторым всё понятно: информация поступает через ваши слова, голос, интонацию и манеру говорить. С визуальным восприятием всё сложнее. С одной стороны, зрители видят вас, вашу одежду и стиль, вашу жестикуляцию и выражение лица. Но они на это будут любоваться не больше пары минут после старта вашей речи. Почему бы не начать выступление действительно ярко, привлекая дополнительный реквизит?

Возьмите с собой какую-то вещь, которую можно связать с тематикой выступления. Если вы презентуете товар, используйте его или аналогичное изделие конкурентов, чтобы на его примере подчеркнуть достоинства вашего продукта. Но можно использовать и другие вещи: сумку, настенные часы, теннисную ракетку, пачку банкнот, корзину фруктов и что угодно еще. Всё зависит лишь от вашего воображения и креативности.

Покажите эффектную фотографию

Продолжаем развивать тему наглядности. Если у вас есть возможность использовать проектор и экран при вашем выступлении, вам повезло, не упустите шанс. В зачине выступления вы можете мгновенно привлечь и активизировать публику, просто выведя на экран тематическое фото и сопроводив его комментарием.

Например, вы готовите доклад по теме лесных пожаров по вине человека. Выведите на экран фото или подборку кадров пылающего леса. А сопроводить это действие можно одним из уже представленных выше приемов зачина. В этом примере наиболее уместна статистика: «Посмотрите на эти фотографии. Только с начала 2021 года в России зафиксировано уже 370 лесных пожаров. Из них 97 % – только вдумайтесь в эту цифру! – происходит по вине человека».

Запустите короткое видео

Прием аналогичен предыдущему, но вместо фотографии вы показываете публике короткое видео, которое должно вызывать эмоциональный отклик – положительный или отрицательный, в зависимости от темы и цели высказывания. Комментариями его лучше не сопровождать: пусть зрители спокойно посмотрят. А уже когда видео закончится, приступайте к вашей речи: «Вы только что посмотрели короткое видео о…» и далее: «Я думаю, эти кадры заставили вас о многом задуматься. Поэтому сегодня я хотел бы поговорить с вами о проблеме…».

Несколько рекомендаций выступающему

Старайтесь в своих высказываниях быть простым и лаконичным. Продумайте и несколько раз отрепетируйте речь: от момента выхода на трибуну и до вашего ухода. Учтите каждую деталь, старайтесь с первых минут заинтересовать и заинтриговать.

Не всегда получается контролировать каждую мелочь, но красивая, интересная и насыщенная речь оратора поможет забыть про различные оплошности и неудачи во время выступления.

Ораторское искусство очень важно и необходимо в современном мире. Способность грамотно излагать свои мысли дает возможность оппоненту считать вас общительным, интересным и эрудированным человеком.

Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!

Рекомендованные статьи

Оставить заявку

Поделиться:

Теги:

Комментарии

Написать ответ

Адрес вашей электроной почты не будет опубликован.

Теги

  • Развитие речи(15)
  • Навыки коммуникации(35)
  • Начало выступления(8)
  • Развитие интонации голоса(5)
  • Постановка голоса(10)
  • Избавление от страха(9)
  • Сила голоса(3)
  • Развитие дикции(4)

Популярные статьи

Есть вопросы?

Закажите консультацию, и мы вам перезвоним.

Поможем выбрать курс, расскажем о процессе обучения и стоимости.

Ой, Вы ввели неполный номер

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку

персональных данных

Популярные курсы

Ирина сардовская

Ирина Сардовская

Очный курс

Ораторское искусство

Вы научитесь аргументировать свою позицию и побеждать в переговорах!

с 13 декабря

4 недели

18 400

5 Рейтинг

17 отзывов

Артем Держун

Артем Держун

онлайн-курс

Ораторское искусство за 30 дней

Вы научитесь без стресса выступать на сцене и онлайн-формате!

с 20 декабря

30 дней

9 900

5 Рейтинг

13 отзывов

Елена Вдовина

Елена Вдовина

онлайн-курс

Техника речи

Вы научитесь владеть своим голосом на 100% и сформируете четкую дикцию!

с 13 сентября

3 недели

6 900

4.9 Рейтинг

9 отзывов