Жестикуляция при публичном выступлении

02-06-2021

Начинающие и неопытные ораторы со всей серьезностью считают, что главное в выступлении – это содержание речи. Якобы важнее всего подготовить достойный и цепляющий текст и озвучить его зрителю. Некоторые также признают важность голоса и манеры речи в публичном выступлении. Но очень многие совершенно пренебрегают таким важным инструментом, как жестикуляция.

По оценкам исследователей, успех вашей речи состоит на 7 % из того, о чем вы рассказываете, на 38 % из вашего голоса, звуковой подачи и на 55 % из невербальных средств коммуникации: мимики, жестов и осанки, словом – языка тела. Поэтому давайте разберем, как правильно жестикулировать во время выступления, чтобы речь получилась эффектной и запоминающейся.

Типы жестов

Начнем с определения и разновидностей. Жест – это действие или движение тела человека или отдельной части тела. При этом оно должно быть наполнено определенного рода смыслом, иметь значение, посыл.

Жесты – универсальное средство коммуникации, оно присутствует абсолютно в любой культуре. Еще древнегреческий оратор Демосфен подчеркивал, какое огромное значение они имеют для выступающего. В психологии и ораторском искусстве выделяют пять разновидностей жестов, рассмотрим их.

Ритмические

Как понятно из названия, эти жесты соотносятся с ритмикой высказывания, а также с его темпом. Они подчеркивают логическое ударение, замедление или ускорение речи, интонацию и настрой. Скажем, если человек разговаривает спокойно и неспешно, вряд ли он будет при этом энергично и быстро размахивать руками. Нет, его жесты неторопливы и сдержанны. И, наоборот, при ускорении речи или повышении тона жестикуляция становится более напряженной и энергичной.

Например, вы хотите объяснить человеку, что он должен делать что-то более плавно. При этом вы сделаете несколько плавных и неспешных вращательных движений ладонью, как раз в том ритме, в каком требуется выполнение основного действия. А если хотите заставить кого-то ускориться, можно быстро похлопать ладонями, задавая нужный ритм и темп. В публичном выступлении с помощью таких действий удобно акцентировать ритмику высказывания, задавать более энергичный или, наоборот, спокойный тон.

Эмоциональные

Эти телодвижения сопровождают проявления эмоций: радости, печали, гнева, разочарования, досады или раздражения. Обычно они идут в паре с интонацией и как бы дополняют ее, усиливая воздействие высказывания. Вы наверняка часто используете их в речи. Примеры эмоциональных жестов:

  • хлопнуть себя по лбу, вспомнив что-то;

  • воздеть руки к небу в отчаянии;

  • досадливо махнуть рукой;

  • ударить себя кулаком в грудь;

  • развести руками и пожать плечами в недоумении;

  • со злости ударить кулаком по столу;

  • с силой сжать руку в кулак;

  • резко махнуть напряженной ладонью от груди в сторону в значении «Никогда», «Ни за что» и др.

Использование этих жестов в речи оратора помогает придать высказыванию яркость, сделать его более запоминающимся, вызвать отклик в сердцах слушателей. Однако стоит соблюдать меру в их использовании, иначе выступление превратится в пантомиму. Лучше прибегать к эмоциональной жестикуляции в наиболее важных частях речи.

Указательные

Эта разновидность жестов предполагает указание на конкретный предмет или направление движения, а также выделение предмета из ряда других. Обычно для этого используется ладонь, указательный или большой палец. Но также можно прибегать к движению подбородком, головой, ногой (если заняты руки), всем корпусом или одними глазами.

Интерпретация указательных жестов зависит от ситуации. Например, всем известен жест, означающий вопрос «Сколько времени?»: постукивание пальцем по внешней стороне запястья. Но он же может означать «Поторопись» или «Пора закругляться, время вышло». В речи оратора указательные жесты используются редко. Обычно спикер прибегает к ним, указывая на себя, на зрителей, показывая что-то на слайдах или иллюстрируя принесенные образцы продукции.

Изобразительные

К таким движениям прибегают, чтобы подчеркнуть внешний вид или какое-то свойство предмета, условно «нарисовать» его с помощью жестов, чтобы у слушателя появилось более наглядное представление. Например, вы говорите: «Сегодня я съел во-о-от такой торт!» и руками делаете круговое движение, «рисуя» этот торт. Другая ситуация: человек обращается на улице к другому человеку, идущему в наушниках, и просит у него сигарету. Но понимая, что собеседник не услышит, говорящий сопровождает вопрос характерным жестом: прикладывает два пальца к губам, изображая процесс курения. И вопрос сразу становится понятен, даже если слова не слышны.

При публичном выступлении эти жесты, как и эмоциональные, стоит использовать дозированно, на самых важных моментах высказывания, к которым вы хотите привлечь внимание. Это придаст речи образность и выразительность.

Символические

Последняя широкая группа жестов объединена под название «символические»: сюда входят движения, которые замещают какое-то вербальное действие или конкретное слово, выражение. В большинстве случаев они носят интернациональный характер, то есть понятны во всем мире. Классические примеры:

  • распахнутые руки ладонями к собеседнику: радостное приветствие;

  • кивок: знак приветствия, согласия или благодарности;

  • упертые в бока руки: негодование и недовольство;

  • поклон: вежливое приветствие/прощание или изъявление благодарности;

  • руки, обхватывающие голову: сильное огорчение, беда;

  • потирание подушечки большого пальца о средний и указательный: символическое обозначение денег;

  • аплодисменты: выражение восхищения.

Как подчеркнуть, что вам безумно понравилось блюдо? Собрать кончики пальцев одной руки вместе, поцеловать их и тут же раскрыть на небольшом расстоянии от лица. Другой пример символического жеста – всем известное осенение себя крестным знамением.

Изучая основы красивой и убедительной жестикуляции, стоит помнить об их национальном характере. Одно и то же движение может иметь различное толкование в разных культурах. Например, поднимание вверх двух разведенных пальцев – указательного и среднего – ладонью на себя может означать всего-навсего цифру 2. Но если вы покажете такой жест в английском пабе бармену, пытаясь заказать две порции напитка, вас неправильно поймут: в Англии этот жест означает оскорбление.

Другой пример: простой и привычный кивок у болгар означает отказ, а вот движение головой вправо-влево, которые мы трактуем как отказ, как раз таки выражает согласие. Так что не забывайте о национальных различиях, если планируете выступать перед иностранной или международной аудиторией.

photo (193)

обучение на курсе

 

Как оратору правильно использовать жесты

Размер движений зависит от нескольких факторов: количества человек в аудитории, расстояния до них и общих размеров помещения. Основное правило таково: чем дальше вы от зрителя, чем больше помещение и чем больше человек присутствует на мероприятии, тем более широкими должны быть ваши жесты. И наоборот. Разберем подробнее.

Для маленькой группы (2–6 человек)

Согласитесь: будет нелепо, если перед крошечной группой слушателей вы начнете расхаживать крупными шагами, сильно размахивать руками, энергично трясти головой. Ведь наверняка зрители расположены совсем близко и видят вас прекрасно. А значит, нет нужды утруждать себя и производить комичное впечатление. Для небольшого количества людей подойдут мелкие жесты, задействующие кисти, то есть от запястья до кончиков пальцев.

В небольшом помещении слушатели, вероятно, будут более пристально смотреть на ваше лицо, а не на телодвижения. Поэтому имеет смысл при жестикуляции располагать руки возле лица, а также следить за мимикой и движениями глаз.

Для средней группы (7–40 человек)

Обычно такая аудитория присутствует в залах заседаний, на конференциях, планерках и т. д. В этом случае можно слегка увеличить масштаб жестов, задействовать не только кисти, но и предплечья. Руки лучше располагать на уровне шеи. По-прежнему важно контролировать мимику и выражение лица, так как сидящие близко хорошо его видят.

Для большой группы (40–100 человек)

Большие группы обычно собираются во время крупных конференций, публичных выступлений в залах заседания, комнатах для переговоров. Мимика уже не так важна, так как собравшиеся вряд ли хорошо различат ваше лицо, мелкие движения кистей уже тоже не видны.

А вот движения рук должны стать более крупными и объемными. Начинайте задействовать верхнюю часть руки, не забывая о предплечьях. Руки желательно держать на уровне плеч и груди. Также рекомендуется использовать не только то место, где вы стоите, но и окружающие пространство, выходя из-за трибуны и перемещаясь перед зрителями.

Для очень большой группы (от 100 человек)

Обычно такое количество слушателей собирается в зрительном зале со сценой или в лекционном зале, где сидения расположены амфитеатром. Это удобный вариант, так как зрители могут хорошо видеть спикера, а он – их. Задействуйте руки в полном объеме, стараясь использовать всё окружающее пространство, и располагайте их у груди и живота.

Но не ограничивайте себя движениями одних рук. Используйте всё тело, перемещайтесь, притоптывайте ногами. На крупных выступлениях иногда задействуют видеосистему, выводя лицо на экран крупным планом. Так вы сможете заодно использовать и мимику.

Как не надо делать

Главные ошибки ораторов:

  • Руки, спрятанные за спиной. Это подчеркивает вашу скованность и закрытость, подрывает доверие публики к спикеру.

  • Руки в карманах. Это выдает ваше волнение или безразличие к происходящему. Допускается для непринужденности убирать в карман только одну руку и не на всё время, а буквально на пару минут. Разумеется, если позволяет ситуация.

  • Сложенные на груди руки. То же самое: сдержанность, закрытость, недоверие к публике.

  • «Лапки кенгуру». Локти прижаты к телу, а кисти робко совершают вялые и мелкие движения. Это выдает вашу неуверенность и скованность.

Осознайте простую вещь: ваши руки – это прекрасный и очень действенный инструмент. Если сомневаетесь – еще раз перечитайте начало статьи. Пряча их за спину, в карманы, складывая на груди, вы сами же лишаете себя мощного оружия. Позвольте им стать вашим продолжением и ассистентом.

Оттачивание ораторского мастерства – непростой и тернистый путь. Но за эти трудности последует щедрая награда, когда вы наконец станете уверенным, сильным и ярким спикером. Пройти этот путь быстрее помогут профессионалы школы ораторского искусства КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Мы приглашаем вас на обучение, в ходе которого вы научитесь красиво и эффектно жестикулировать, поборете свои скованность и стеснительность, обретете четкую дикцию и красивый тембр и сможете выступать перед аудиторией любого размера смело и уверенно.

Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!

Популярные курсы

Ирина Сардовская
Ирина Сардовская
Очный курс

Ораторское искусство

Вы научитесь аргументировать свою позицию и побеждать в переговорах!
с 24 апреля
4 недели
28 400
5 Рейтинг
17 отзывов
Юлия Рябцева
Юлия Рябцева
Онлайн-курс

Ораторское искусство

Вы научитесь без стресса выступать на сцене и онлайн-формате!
с 27 апреля
4 недели
14 900
5 Рейтинг
13 отзывов

Поделиться:

Теги:

Комментарии

Написать ответ

Адрес вашей электроной почты не будет опубликован.

Есть вопросы?

Закажите консультацию, и мы вам перезвоним.

Поможем выбрать курс, расскажем о процессе обучения и стоимости.

Ой, Вы ввели неполный номер

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку

персональных данных