Как управлять людьми и воздействовать на них: психологические приемы

29-03-2021

Во многих фантастических фильмах обыгрывается тема телепатии – способности на расстоянии читать мысли и чувства людей как раскрытую книгу, а также внушать им определенные модели поведения. По сути это сопоставимо с гипнозом, правда, в его случае человек находится в бессознательном состоянии. Однако, чтобы влиять на окружающих, не обязательно иметь сверхспособности или уметь погружать в транс. Есть и более доступные методы из сферы психологии влияния. В статье разберем допустимые и недопустимые приемы воздействия на людей и принципы их работы.

Недопустимые методы воздействия

Если вы стремитесь стать мастером психологического влияния и управления людьми, для начала познакомьтесь с приемами, которые нельзя использовать для манипуляции.

Запугивания

Угрозы и попытки запугать – примитивный, грубый и недопустимый метод влияния. Чаще им пользуются люди, наделенные властью и полномочиями: начальники, руководители, криминальные авторитеты, чиновники. В ход идут угрозы увольнения, физической расправы, причинения вреда близким и даже обещания небесной кары и божьего гнева.

Страх – действительно мощный способ воздействия на психику на примитивном уровне, и он может быть эффективным. Но не стоит забывать, что угрозы уголовно наказуемы. К тому же держать авторитет исключительно на страхе все равно не получится.

Шантаж

Представьте: вы узнали о ком-то, например сослуживце, пикантную подробность. И теперь можете использовать эти сведения, чтобы получить от него выгоду для себя. По сути шантаж – разновидность запугивания: вы угрожаете (пусть и не напрямую), что можете выдать секрет. Испуганные люди, боясь ущерба своей репутации, карьере, личной жизни, нередко идут на поводу у манипулятора и готовы сделать все ради сохранения тайны.

Как и предыдущий прием, шантаж противоречит нормам этики и недопустим в вопросах воздействия на людей.

Критика

Под влиянием критических высказываний со стороны авторитетов (родителей, начальников, преподавателей) люди склонны меняться. Но критика бывает доброжелательной, конструктивной, или же недоброжелательной, принимая форму манипуляций или самоутверждения за чужой счет. Как правильно критиковать, сохраняя при этом влияние и не вызывая отторжения, будет рассмотрено позже.

Допустимые методы воздействия

Теперь перейдем к грамотным и этичным способам влиять на людей и добиваться желаемого.

Обращайтесь по имени

Это простой способ вызвать расположение и доверие. Большинству людей приятно, когда к ним обращаются по имени. Для них это подтверждение уважения и значимости, а также установление эмоционального контакта. В правиле есть исключения, и некоторые люди все-таки не любят свое имя. Однако и у них есть вариант обращения, который им более приятен. Стоит узнать его и обращаться именно так.

Просите об услуге

Это называется эффект Бенджамина Франклина. Суть его в том, что человек, однажды оказавший вам услугу, охотнее сделает это снова, а также будет более к вам расположен.

Как писал сам политик в автобиографии, он однажды прислал своему сопернику записку с вежливой просьбой одолжить одну редкую книгу из его (соперника) личной библиотеки. Тот выполнил просьбу. Через неделю Франклин прислал книгу обратно с запиской, в которой поблагодарил оппонента за услугу. К его удивлению, когда они встретились спустя время лично, соперник сам подошел к политику и завязал вполне дружелюбный разговор.

Так что не бойтесь обращаться к людям с небольшими просьбами, которые они точно смогут выполнить без усилий. А потом обязательно благодарите за помощь.

От большего к малому

Этот прием также касается просьб. Суть в том, что вы сначала должны попросить о какой-то значительной услуге, в выполнении которой ваш визави будет вынужден отказать. После этого снизьте «планку» и попросите о том, что он точно в состоянии выполнить. Пример:

А: Ты мог бы подготовить отчетность к среде?

Б: Нет, не выйдет, я не успею. Только к пятнице.

А: Хорошо, ничего страшного. Подождем до пятницы.

Следующий разговор:

А: Ты сможешь внести эти данные в электронную таблицу?

С большой вероятностью ответ будет положительным: ведь собеседнику уже немного неловко, что он отказал в первой просьбе. И он внесет данные в таблицу, даже если изначально собирался перепоручить это кому-то другому.

От малого к большему

Обратный случай. Сначала попросите человека о маленькой услуге, которая точно не будет ему в тягость. А чуть позже обратитесь с новой, уже более значительной просьбой. Психологами доказано, что когда человек уже сделал для вас какую-то малость, ему проще ответить согласием и на другую, более серьезную просьбу.

Научитесь слушать

Если хотите научиться влиять на людей, необходимо овладеть навыками слушателя. Старайтесь внимательно запоминать, о чем говорит собеседник: любая информация может в дальнейшем пригодиться. Обращайте внимание на его увлечения, слабые и сильные стороны, семейное положение, мечты и устремления, карьерные цели, достижения, амбиции.

Практикуйте активное слушание: поддерживайте зрительный контакт, уточняйте, просите разъяснять для вас непонятные моменты, развить мысль. Также используйте парафраз – краткое изложение информации своими словами. Сообщайте свое впечатление от услышанного, выражайте отношение. Так оппонент поймет, что вы внимательны к нему, вам интересны его слова, почувствует с вами родство, если вы выразите согласие, сопереживание, одобрение.

Будьте «зеркалом» для собеседника

Также во время разговора полезно «зеркалить» своего визави, то есть ненавязчиво копировать его движения, жесты, позу. Если собеседник во время разговора оперся щекой о ладонь, выждите некоторое время и сделайте то же самое. Подстраивайтесь под голос и интонации оппонента: если его речь медленная и размеренная, старайтесь тоже разговаривать спокойно, не спеша, даже если привыкли говорить быстро. Это поможет установить контакт и повысить расположение: психологически люди больше склонны доверять тем, кто похож на них.

Чаще кивайте

Это очень простой, но эффективный способ. Во время коммуникации чаще кивайте, выражая согласие со словами собеседника. Разумеется, зная меру. Зрительный контакт вкупе с киванием и сосредоточенным выражением лица покажет, что вы внимательно слушаете и соглашаетесь со словами. Это побудит его рассказывать больше, а впечатление от разговора останется приятное.

Ругая, хвалите

Возвращаемся к вопросу критики. Если хотите, чтобы человек адекватнее воспринимал замечания и рекомендации, полезно сопроводить их похвалой и одобрением. Ведь наверняка есть что-то хорошее в человеке, его работе, поступках. Например: «Анатолий, подготовленный вами проект очень удачен. Я только на некоторые моменты хочу обратить ваше внимание…» или «Я понимаю, что это непростая ситуация. Но я уверен, у вас хватит умения разобраться с ней: я давно оценил ваш творческий подход». Правильная критика убивает трех зайцев. Вы:

  1. Получаете расположение собеседника – вы же его похвалили.

  2. Подчеркиваете свое умение адекватно реагировать на чужие ошибки.

  3. Добиваетесь решения проблемы.

«Критикуешь – предлагай»

Продолжение приема, приведенного выше. Любая здоровая критика предусматривает наличие адекватного решения. Вместо того чтобы обозвать человека безответственным и невнимательным, скажите: «Мне нравится, как у тебя организовано рабочее пространство. Но, может, рассортируем эти документы по категориям, а не датам, чтобы не запутаться?»

Другая ситуация: занятие в фитнес-студии. Неправильный вариант критики со стороны инструктора: «Вам никогда не привести тело в тонус, если будете так выполнять это упражнение». Правильный вариант: «Очень хорошо, но попробуйте еще немного подтянуть таз и выпрямить спину. Это поможет правильно проработать мышцы».

Учитесь говорить «нет»

Это совсем не так просто: в глубине души мы хотим быть со всеми в ладу и мире, а прямой и безапелляционный отказ – как камень, нарушающий безмятежность воды. И все же говорить «нет» нужно уметь, это полезно и укрепляет авторитет и внушительность. Никаких эвфемизмов по типу «Я подумаю», «Там видно будет», «Надо посмотреть». Если точно знаете, что не выполните просьбу, не обнадеживайте зря собеседника.

Всегда держите слово

А если уж согласились, то непременно выполняйте обещание. Человек, бросающий слова на ветер, никогда не приобретет влияния в обществе. Или сразу отказывайте, или будьте человеком чести и выполняйте обещания, показывая, что ваше слово надежно и вам можно доверять.

Заканчивайте беседу на позитивной ноте

Даже если переговоры прошли не совсем, как вам хотелось, старайтесь завершить их на приятной ноте. Благодарите за общение, выражайте надежду на новую встречу или сотрудничество, на успех дальнейшего взаимодействия. Не забывайте о проявлениях вежливости: улыбках, прощаниях, рукопожатиях. Сохраняйте лицо и безупречные манеры в любой ситуации. Так вы покажете себя человеком, который не боится трудностей и умеет искать компромиссные решения.

Заключение

Чтобы больше узнать о методах общения с людьми и воздействия на них, приходите в нашу школу ораторского искусства КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Здесь целая команда профессионалов с многолетним опытом поможет овладеть разрешенными психологическими приемами. Вы научитесь влиять на своих клиентов, знакомых, коллег, руководство, аудиторию или партнеров. Кроме того, вы разовьете четкую дикцию, уверенную речь и приятный тембр – а это незаменимые помощники, когда дело касается воздействия на людей и управления ими.

Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!

Популярные курсы

Ирина Сардовская
Ирина Сардовская
Очный курс

Ораторское искусство

Вы научитесь аргументировать свою позицию и побеждать в переговорах!
с 23 ноября
4 недели
33 900
5 Рейтинг
17 отзывов
Юлия Рябцева
Юлия Рябцева
Онлайн-курс

Ораторское искусство

Вы научитесь без стресса выступать на сцене и онлайн-формате!
с 23 ноября
4 недели
18 900
5 Рейтинг
13 отзывов

Поделиться:

Теги:

Комментарии

Написать ответ

Адрес вашей электроной почты не будет опубликован.

Есть вопросы?

Закажите консультацию, и мы вам перезвоним.

Поможем выбрать курс, расскажем о процессе обучения и стоимости.

Ой, Вы ввели неполный номер

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку

персональных данных