Что такое риторика? Приемы ораторской речи

29-04-2021
DSC_8931
 
 
 

Владеть силой слова – значит, получать доступ к умам и сердцам людей, заряжать их своей энергией, доносить свои убеждения и ценности. Это целое искусство. И, как любая форма искусства, ораторское мастерство требует не только таланта, но и постоянной практики и совершенствования. Разберем, в чем заключается искусство риторики и какие приемы помогают спикеру сделать выступление незабываемым.

Кто такой оратор

В широком смысле оратором можно называть любого человека, выступающего перед публикой. В более узком значении это человек, в совершенстве владеющий техникой речи и искусством риторики, то есть умеющий не просто произносить речи, а делать это красиво, эффектно, убедительно.

Ораторское искусство зародилось не менее 3 тыс. лет назад. Многие ошибочно считают, что оно появилось только во времена античности, в Греции. Это не совсем верно. Искусство красиво говорить с целью убеждения существовало в Египте, Вавилоне, Индии и других древних цивилизациях. Но наибольшего расцвета оно, действительно, достигло в Древней Греции. А самым известным оратором Древнего мира считается политик Демосфен.

Что такое риторика

Это понятие тоже можно трактовать в широком и узком смыслах. В первом случае риторика – филологическая дисциплина, которая исследует искусство речи, публичных выступлений, мировоззрения, а также теорию прозы и аргументационную теорию. В узком значении риторика – это наука об ораторском искусстве. Первыми риторами были представители софизма. Значительный вклад в развитие внесли Аристотель, Цицерон, Квинтилиан.

В Средние века риторика не исчезла, но приняла иную форму. В связи с нарастающей христианизацией главными ораторами стали священнослужители и проповедники. Подчас с помощью своих речей они добивались большего, чем самые выдающиеся политики. В России первые труды по риторике создал Михаил Ломоносов.

Виды красноречия

Под красноречием понимают умение красиво и изящно излагать мысли, вызывать нужный отклик в душе слушателя. В риторике выделяют пять разновидностей:

  • Академическое. Основной жанр – лекция. Этот вид красноречия типичен для преподавателей, научных сотрудников, популяризаторов науки.

  • Политическое. Типично для представителей партий, политических группировок. Является инструментом борьбы за власть.

  • Дипломатическое. Учитывает специфику аудитории, ее культурные особенности, традиции, нравы. Использует элементы местной религии, истории, литературы, фольклора.

  • Богословское. Зародилось еще во времена язычества. Связано с умением проводить богословские беседы, читать проповеди, комментировать религиозные тексты.

  • Социально-бытовое. Типично для торжественных бытовых ситуаций. Проявляется в произнесении поздравительных речей, тостов, поминального слова и т. д.

Структура ораторской речи

Классическая композиция включает три главные части: вступление, основную часть, заключение. Иногда в начале также добавляется зачин (приветствие, решение технических моментов) и концовка (благодарность слушателям за внимание, прощание).

Во вступлении спикер лаконично обрисовывает тематику и проблематику выступления, подчеркивает актуальность выбранной темы, знакомит слушателя с тем, о чем пойдет речь. Основную часть также именуют доказательной, или обоснованием. Здесь оратор обосновывает высказанные во вступлении идеи, приводит фактическую базу, данные статистики, цитаты, доказательства. В заключительной части подводятся итоги высказывания, озвучиваются выводы и призыв к слушателям.

Особенности ораторской речи

Ораторское выступление имеет ряд особенностей:

  1. Обратная связь. Когда спикер выступает перед аудиторией, он может видеть ее реакцию. Кто-то слушает с интересом, кто-то дремлет в кресле, кто-то уткнулся в мобильный телефон или поглядывает на часы. Реакция может проявляться и через удивление, переглядывание, кивание, покачивание головой, смех. Это дает возможность оратору вносить коррективы, импровизировать.

  2. Устная интеракция. По сути, публичное выступление – это диалог, даже если один из собеседников молчит. Поскольку оратор выступает устно, голос и манера речи становятся его главным инструментом воздействия. Об этом нужно помнить при выступлении.

  3. Использование разных средств коммуникации. Оратор может задействовать и другие органы чувств: показывать слайды и презентации, делиться раздаточными материалами. Кроме того, в ход идут невербальные средства общения: мимика, жестикуляция, взгляд, улыбка, осанка, походка и др.

DSC_4500-67

обучение на курсе

 

Ораторские приемы

Рассмотрим самые эффективные приемы и фишки ораторского выступления.

Пауза

Этот прием можно использовать в любой части речи. Например, хорошо действует пауза в самом начале. Она заставляет зрителей, еще взбудораженных предыдущим выступлением, успокоиться, настроиться и заинтересоваться, почему оратор молчит. Также уместно делать паузу перед ключевыми высказываниями в выступлении или после них, чтобы зритель мог задуматься над услышанным, переварить информацию.

Яркое начало

Первое впечатление – самое важное. Нельзя упустить этот шанс и начать выступление пресным и банальным «В сегодняшней речи я хочу осветить такие проблемы, как…». Поприветствовав собравшихся, умелый оратор с первых слов заинтригует аудиторию. Часто в качестве яркого начала используют историю или случай из жизни: «Вчера ко мне обратился коллега с неожиданным вопросом» или «Я хотел бы начать с небольшой притчи, которую недавно прочитал в интернете».

Другая форма яркого начала – вопрос. Это неожиданно для зрителей и мгновенно способно их активизировать. Хорошо начинать вопросы с таких формулировок, как «Приходило ли вам в голову, что…», «Задумывались ли вы когда-нибудь, почему…». Вопросы и истории в начале выступления хороши еще и тем, что от них можно сделать плавный и логичный переход к основной части.

Юмор

Этот прием использует большинство успешных ораторов: он разряжает обстановку, привлекает внимание слушателей, помогает установить с ними более непринужденные отношения. С шутки или анекдота можно начать выступление, но всё же лучше поместить их в середине, а не в начале высказывания. Это хорошо встряхнет публику, если она уже начала скучать, заинтересует ее. Не забывайте, что шутка ради шутки неуместна. Она должна соответствовать теме выступления, не содержать оскорблений, нападок, черного юмора.

Цитаты

Цитация помогает подчеркнуть вашу подготовленность, тщательное изучение вопроса. К тому же отсылка к авторитетам всегда положительно действует на сознание людей. Если вашу основную мысль «поддержит» известный политик, бизнесмен, общественный деятель или другой успешный человек, зрители тоже охотнее прислушаются к ней. Перегружать всю речь цитатами не стоит, 1–2 вполне достаточно.

Правильное чтение

Ничто сильнее не отбивает охоту слушать спикера, как монотонное чтение с листочка. Уже через пару минут такого выступления внимание аудитории рассеется, даже если вы читаете красиво и выразительно и у вас прекрасная дикция. Во время произнесения речи вы должны взаимодействовать со зрителями, и происходит это на разных уровнях, в том числе визуально.

Поэтому речь лучше заучивать наизусть, подглядывая лишь в тезисный план, составленный заранее. Однако, если объем текста слишком большой, а у вас ограничено время на подготовку, можно поступить так. Пропишите для себя текст выступления, но никогда не произносите речь, опустив глаза в шпаргалку. Сначала «сфотографируйте» фразу, затем поднимите глаза и озвучьте ее, обращаясь к зрителю. Затем следующую. Это не идеальный вариант, но лучше, чем читать всё с листа.

Повторы

Интересный ораторский прием – игра с формулировками. В частности, речь идет о повторах. Они могут быть трех видов:

  • дословный;

  • разъясняющий (повторение той же мысли, но более доступно);

  • варьируемый (возвращение к уже высказанной мысли, но с обыгрыванием).

Если мы говорим о дословном повторе, то можно вспомнить знаменитую речь Мартина Лютера Кинга, который был не только известным общественным деятелем, но и выдающимся оратором. Она называется «У меня есть мечта» и посвящена его видению будущего, где у всех людей будут равные права. Именно этой фразой оратор начинал каждую новую мысль. Речь получилась удивительно проникновенной, эмоциональной и вошла в историю риторики.

Оратор может использовать похожий прием, хотя полностью копировать идею не стоит. Но можно, к примеру, трижды обыграть одну фразу: «Мы не станем мириться с произволом. Мы не станем покорно опускать голову. Мы не станем очередным полчищем рабов системы».

Рифмование

Простой, но эффективный прием отлично подойдет для выделения основной мысли высказывания. Идея в том, чтобы срифмовать два-три слова, добиться созвучия. Например: «Мы сторонники либерализма, а не деспотизма» или «Это не оптимизация, а эксплуатация».

Заключение

Существует множество приемов, помогающих овладеть ораторским мастерством в совершенстве, мы привели лишь малую часть. Познакомиться с этим древним и непростым искусством более подробно можно в нашей школе КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Мы приглашаем всех, кому часто приходится выступать на публике, произносить речи перед разной аудиторией. С нами вы научитесь владеть своим голосом, поборете страх выступлений, обретете уверенность и хладнокровие. Также мы научим вас, как сделать речь по-настоящему живой, интересной и запоминающейся, как силой слова воздействовать на сознание и мышление людей.

Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!

Популярные курсы

Ирина Сардовская
Ирина Сардовская
Очный курс

Ораторское искусство

Вы научитесь аргументировать свою позицию и побеждать в переговорах!
с 2 мая
4 недели
28 400
5 Рейтинг
17 отзывов
Юлия Рябцева
Юлия Рябцева
Онлайн-курс

Ораторское искусство

Вы научитесь без стресса выступать на сцене и онлайн-формате!
с 27 апреля
4 недели
14 900
5 Рейтинг
13 отзывов

Поделиться:

Теги:

Комментарии

Написать ответ

Адрес вашей электроной почты не будет опубликован.

Есть вопросы?

Закажите консультацию, и мы вам перезвоним.

Поможем выбрать курс, расскажем о процессе обучения и стоимости.

Ой, Вы ввели неполный номер

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку

персональных данных