Общение с подчиненными: как наладить деловой контакт

29-03-2021

В командной советской экономике руководитель занимал позицию царя, решения которого обсуждению не подлежали и выполнялись беспрекословно. Но сейчас эта модель полностью изжила себя: талантливые и амбициозные сотрудники бегут с таких предприятий туда, где их оценят, дадут достойную зарплату и возможность карьерного роста. И опытные предприниматели заинтересованы в их найме и удержании на рабочем месте по целому ряду причин:

  • Сотрудник, нацеленный на успех, наиболее эффективно управляет своим временем и готов даже трудиться внеурочно ради высокого результата.

  • Он «заражает» своим настроением целую команду. В итоге подтягивается статистика всего отдела.

  • Амбициозному сотруднику можно без колебаний доверить важные задачи – он сделает все наилучшим образом.

  • Креативное мышление талантливых людей способно обеспечить компании сверхрезультат.

Но, чтобы притягивать таких людей и удерживать их в команде, нужно быть поистине талантливым лидером. И в этой статье мы разберем, как им стать. Определим, что отличает руководителя от рядовых сотрудников, а также рассмотрим техники менеджмента, которые уже давно практикуются в сильных и стремительно развивающихся компаниях.

Личность руководителя: особенности и навыки

Образ современного начальника существенно отличается от того самого советского директора: он не надменный, напротив, либерален, открыто и активно общается с сотрудниками, выслушивает их мнение в решении стратегических вопросов. Во многих компаниях руководители с подчиненными даже перешли на «ты». Но важно также понимать, что это общение не предполагает дружбы:

  • Между начальником и подчиненным должна сохраняться невидимая грань. И лучше всего, если она будет сформирована уважением, а не страхом.

  • Важно уметь и похвалить, и наказать подчиненного.

  • Руководитель обязан обладать и эмпатией, а также тонко отличать «отмазки» от реальных проблем сотрудника. Ведь иногда человек действительно нуждается в поддержке или нескольких днях отдыха.

Таким образом, между начальником и подчиненным должны сохраняться доверие, уважение и доброжелательность. А заполучить все это можно, лишь обладая чертами и навыками, о которых мы поговорим с вами далее.

Вербальное и невербальное общение

В любой стрессовой ситуации человеку свойственно «закрываться». И если это не заметно в разговоре, то на уровне подсознания мы стараемся защитить себя жестами: скрещиваем руки на груди, постукиваем карандашом по столу, кладем перед собой книгу или папку с документами. Подобные жесты для руководителя недопустимы. Невербальная часть общения поможет вам быть более убедительным и в любой ситуации оставаться главным, поэтому обязательно следите за ней:

  • Сохраняйте открытость – не используйте закрытые позы. Сотрудник не должен даже на интуитивном уровне улавливать тот факт, что для вас эта беседа также является стрессом.

  • Научитесь управлять голосом. Даже если вы на грани ярости, крик и взвизгивание недопустимы.

  • Если хотите оказать на сотрудника эмоциональное давление, то перед началом беседы предложите ему присесть, а в процессе – встаньте и подойдите к нему. В этом случае подсознание пробуждает страх перед нависшей сверху угрозой.

Контакт глаз

Наверняка вы замечали, что стоит с кем-то встретиться взглядом, как человек старается оборвать этот контакт – отвернуться или просто посмотреть в сторону. Это обусловлено интуитивной реакцией организма. Ведь в глазах человека можно увидеть его эмоции. Поэтому чаще всего люди рассредоточивают свое внимание, глядят в лицо собеседника или чуть выше и влево.

Руководителю же нужно учиться удерживать зрительный контакт с подчиненными. Особенно важен этот навык при серьезных беседах. И если вам никак не удается поймать взгляд провинившегося, он постоянно отводит глаза, смотрит на свою обувь или в окно – сделайте паузу. И молчите до тех пор, пока он на вас не посмотрит. Этот прием хорош для справедливых руководителей, которые желают не просто отчитать сотрудника, но и разобраться в ситуации.

Ресурсное состояние – главная черта лидера

Современный руководитель – образец для подражания. Он никогда не бывает унылым и вялым, верит в свою идею и способен делиться энергией, заряжать и мотивировать своих сотрудников на успех. И если вы хотите, чтобы ваша команда работала на результат и делилась идеями, обязательно научитесь:

  • «Держать лицо». Даже если утро не задалось или сотрудник говорит вам откровенные гадости, важно уметь сохранять самообладание и конструктивность диалога, ни в коем случае не повышать тон и не переходить на личности.

  • Грамотно формулировать свои идеи. Ваши высказывания должны быть понятны сотрудникам, а речь на собрании вдохновлять и настраивать на активную рабочую неделю.

  • Управлять своим настроением. Если руководитель приходит на работу хмурым, то эмоциональный упадок испытывает весь коллектив. Кто-то по привычке ждет «разноса», кто-то предпочитает «отсидеться» и отложить свои гениальные идеи на потом. В итоге ваше плохое настроение отражается низкими результатами за день, месяц и даже год.

Внимание к подчиненным

Причина увольнения многих талантливых сотрудников звучит так: «Меня не ценили на прошлой работе». И над этим стоит задуматься. Ведь каждый человек хочет, чтобы его ценили, отмечали заслуги и периодически поощряли. Обеспечить это своим сотрудникам вы можете разными способами:

  • Не отказывайте в беседе. Если подчиненный пришел к вам, то считает повод достаточно веским. Возможно, у него проблемы в семье и нужна помощь коллектива или он просто хочет поделиться с вами прибыльной идеей. Обязательно выкроите 5 минут из своего графика и выслушайте его. Можно даже отвести часы в расписании, когда вы будете принимать подчиненных.

  • Внедрите CRM. Система позволяет не только управлять отношениями с клиентской базой, но и персонально оценивать объем работ, выполненный каждым сотрудником. Поэтому фиксированная зарплата без учета личных заслуг – пережиток прошлого, лишающий ваш коллектив мотивации. Крайне важно позаботиться о поощрении лучших работников и индивидуальном подходе в начислении зарплат.

  • Мотивируйте нематериально. Иногда сотруднику достаточно и просто быть замеченным. Для этого существуют грамоты, доска почета и системы геймификации. Обязательно используйте их в своей работе.

Внимание к сотрудникам имеет и обратный эффект: вы будете быстрее вычислять лентяев и увольнять их, а каждый человек будет твердо знать, что руководитель видит, трудится он или раскладывает пасьянсы на рабочем месте. Продуктивность коллектива возрастет в разы.

Искусство ведения диалога

Быть руководителем – это искусство, в котором важно не только знание менеджмента и психологии, но и умение говорить с людьми, давать им возможности развития и чувство причастности к важному делу, гордости за свою компанию. Поэтому первое, чему стоит учиться при повышении в должности, – это ораторское искусство и эффективная коммуникация с людьми. Тут важны:

  • Умение находить общий язык. Для этого нужно уметь не только говорить, но и слушать, правильно критиковать поступки своих подчиненных и задавать вопросы.

  • Умение кратко, емко и грамотно излагать свои мысли. В этом вам поможет регулярное чтение, хорошая память и большой словарный запас. Полезными советами и упражнениями мы делимся тут.

  • Хорошая дикция и сильный голос. В этом вам помогут наши подборки упражнений.

Как общаться с подчиненными: 12 важных советов

Сегодня менеджмент уже не требует новых изобретений – многие руководители активно делятся опытом и успешными кейсами. Поэтому порой нужно просто прислушаться к ним и внедрить эти советы в свою компанию. Давайте рассмотрим 12 рекомендаций от предпринимателей, которым удалось собрать дружный и активный коллектив.

№ 1. Зло должно быть наказано

Внимание к сотрудникам позволяет не только отметить выдающиеся результаты, но и выявить случаи откровенного вредительства. Например, кто-то регулярно опаздывает на работу или уходит пораньше, кто-то играет в пасьянс на рабочем месте. Ни в коем случае не спускайте это на самотек. Если коллектив видит, что начальник к этому равнодушен, то вскоре опаздывать и отлынивать от работы начнет половина сотрудников. Лишать премии вряд ли стоит, но вот высказать свое недовольство нужно обязательно.

№ 2. Не только кнут, но и пряник

Теория поощрений и наказаний – одна из самых популярных в менеджменте. Но, активно размахивая кнутом, многие руководители напрочь забывают о «прянике». Обязательно хвалите своих сотрудников, если они того достойны: за успешно завершенную задачу, интересные идеи, ответственность и результативность. Это мотивирует коллектив работать усерднее.

№ 3. Обучайте и инструктируйте

Каждый человек имеет собственное видение. И если вы хотите, чтобы работа была выполнена соответствующим образом, обязательно объясняйте, как сделать, какого результата вы ожидаете и что считаете критериями качественного выполнения задачи. Новичкам и вовсе предоставляйте подробные инструкции, закрепляйте за ними наставника или сопровождайте лично. Только в этом случае вы имеете право предъявлять какие-то претензии к его труду.

№ 4. Вдохновляйте

От того, с каким настроением ваши сотрудники общаются с клиентами, во многом зависит репутация компании. Поэтому обязательно поддерживайте в них энтузиазм, вдохновляйте и мотивируйте – и это станет основой роста вашего бизнеса.

№ 5. Не превращайте ошибки сотрудников в трагедию

Людям свойственно упускать что-то из виду, забывать или терять. И нередко «человеческий фактор» наносит даже экономический ущерб компании. Но не стоит делать из этого трагедию, если сотрудник способен осознавать свои ошибки и учиться на них. Поговорите, накажите за невнимательность, но дайте шанс на исправление – так вы и ценного работника сохраните, и сможете наверстать упущенную выгоду.

№ 6. Будьте ближе

В большой корпорации рост управленческого аппарата неизбежен. И чем больше менеджеров между вами и персоналом, тем меньше шансов донести «сверху» свои идеи, ценности и ожидания. Поэтому обязательно поддерживайте прямой контакт с людьми. Для этого можно задействовать несколько методов:

  • Отводить один день в месяц на прием сотрудников и беседы с ними.

  • Поставить ящики для анонимных записок.

  • Лично посещать подразделения, устраивать там конференции и беседовать с людьми.

Выбирайте любой способ и поддерживайте контакт с персоналом – это единственная возможность поддерживать мотивацию и контролировать всю корпорацию.

№ 7. Берите ответственность на себя

«Руководство сказало», «администрация велела» – любимые фразы менеджеров среднего звена. И не удивительно, ведь за все распоряжения хочется переложить ответственность на кого-то недосягаемого. Но у работников подобные высказывания вызывают лишь скепсис и сарказм. Не говорите, что кто-то велел, – примите на себя ответственность и говорите о решениях прямо. Тогда и уважать вас в коллективе будут больше.

№ 8. Очерчивайте результат и объясняйте свое видение

Если вы садитесь за руль, то уже на 100 % знаете точку, в которую должны приехать. Так и ваш коллектив – не зная цели, вряд ли он двинется в путь. Поэтому обязательно доносите до сотрудников свое видение, объясняйте свои ожидания и «заражайте» идеями. Это важно для согласованной и эффективной работы.

№ 9. Не ведите переговоров с террористами

Иногда сотрудники выдвигают свои условия, бойкотируют требования руководства и даже умышленно вредят, чтобы получить привилегии – повышение зарплаты или повышение в должности. Не ведите переговоров с такими «террористами» – если вы хоть раз дадите слабину, то весь коллектив будет пользоваться теми же методами.

Если кто-то считает, что достоин повышения оплаты или гибкого трудового дня, удаленной работы, пусть придет к вам и лично аргументирует свои позиции. Иногда этот человек оказывается прав, и пойти ему навстречу вы обязаны. Но если он добивается своего террором – просто увольте. Вам такие работники не нужны.

№ 10. Задавайте правильные вопросы

Спрашивая, как обстоят дела в отделе, не стоит рассчитывать на развернутый и полный ответ с обозначением всех проблем и достижений. Поэтому научитесь задавать конкретные вопросы, не позволяющие отделаться общими фразами. Это единственный способ оперативно получать всю необходимую информацию.

№ 11. Не пытайтесь никого перевоспитать

Многие управленцы стремятся подогнать всех сотрудников под один стандарт. Но проблема в том, что все взрослые люди уже прошли этап воспитания и поменять их привычки попросту невозможно.

  • Грубый и вспыльчивый человек уже не станет внимательным и услужливым продавцом.

  • Рассеянный и забывчивый вряд ли изменится и будет отлично вести бухгалтерию.

  • А ленивый не станет старательно исполнять все ваши поручения.

В подобных ситуациях у вас только два пути: уволить или обсудить с сотрудником его промахи и дать время на исправление. Если этого не произойдет, то возвращаемся к первому пути.

№ 12. Помогите раскрыться талантливому человеку

Мы выбираем профессию в 18 лет, еще толком не осознавая своих сильных сторон. Поэтому многие сотрудники оказываются «не на своем месте». Они пунктуально и аккуратно выполняют свою работу, но проявить талант в полную силу не могут. Если вы увидели в человеке потенциал – помогите ему раскрыться. Переведите в другой отдел, обучите, поддержите – и он обязательно принесет пользу вашей фирме.

Школа КОРОЛЬ ГОВОРИТ! обучает руководителей искусству общения с подчиненными как «с глазу на глаз», так и в больших аудиториях, на публичных выступлениях. Под руководством опытных дикторов и актеров вы поставите голос, обретете силу и уверенность в себе, научитесь четко и понятно доносить свои мысли до окружающих и «заражать» их своими идеями. Сделайте первый шаг к раскрытию потенциала своей команды – запишитесь на ближайший курс ораторского искусства!

Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!

Популярные курсы

Ирина Сардовская
Ирина Сардовская
Очный курс

Ораторское искусство

Вы научитесь аргументировать свою позицию и побеждать в переговорах!
с 2 мая
4 недели
28 400
5 Рейтинг
17 отзывов
Юлия Рябцева
Юлия Рябцева
Онлайн-курс

Ораторское искусство

Вы научитесь без стресса выступать на сцене и онлайн-формате!
с 27 апреля
4 недели
14 900
5 Рейтинг
13 отзывов

Поделиться:

Теги:

Комментарии

Написать ответ

Адрес вашей электроной почты не будет опубликован.

Есть вопросы?

Закажите консультацию, и мы вам перезвоним.

Поможем выбрать курс, расскажем о процессе обучения и стоимости.

Ой, Вы ввели неполный номер

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку

персональных данных